Пятнистая крыса (p_krysa) wrote,
Пятнистая крыса
p_krysa

Categories:

Дворец Ширваншахов в Баку. Азербайджан.

В XV веке вследствие возвышения экономического и политического значения Баку, который был одной из сильно укрепленных крепостей и главным портом на Каспийском море, правивший в то время ширваншах Халилуллах сменил резиденцию Ширваншахов с Шемахи на Баку. В связи с затоплением Сабаиловской крепости постройка нового дворца была осуществлена на новом безопасном месте на вершине бакинского холма. Ансамбль не строился по единому архитектурному замыслу и состоит из ряда сооружений, расположенных согласно рельефу на трех уровнях: главного здания дворца, Диванхане, усыпальницы, шахской мечети с минаретом, мавзолея Сейида Йахья Бакуви и остатков мечети Кейгубада. комплекс объявлен музеем-заповедником и включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.






Главное здание ансамбля - дворец, который является наиболее ранней постройкой из всех дворцовых сооружений и как считают историки архитектуры, строился почти десять лет. Его начал возводить в 1411 году ширваншах шейх Ибрагим I, союзник Тамерлана.

Двухэтажное здание дворца насчитывает около пятидесяти различных размеров и очертаний помещений, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами. Большой стрельчатый портал ведет со двора сразу на второй этаж в высокое, покрытое куполом входное восьмигранное помещение. Щелевидные отверстия в нишах восьмигранного помещения служили для переговорной связи с нижним этажом. Нижний этаж здания, содержащий 27 комнат, служил помещением для слуг и для хранения хозяйственных запасов. Он сохранился именно таким, каким его построили в XV веке.

Основной материал, который использовался при строительстве Дворца Ширваншахов — апшеронский известняк. Он имеет весьма ценное свойство: после обтёсывания этот известняк обладает молочно-белым цветом, но со временем появляется очень красивый охристо-золотистый оттенок. Для выкладывания стен дворца применялись камни разного размера, но азербайджанские мастера XV века настолько тщательно и искусно их обтесали , что сегодня швы старой кладки попросту не видны. Помимо этого, ряды камней чередовались — то узкий, то широкий. В результате уже получалось подобие некоего узора. Часть слоёв известняка была уложена горизонтально, а часть — вертикально. Такое различие тоже дало очень заметный эффект цвета, ведь одни камни при этом смотрелись темнее, а другие — светлее.

Дворец Ширваншахов простоял на своём месте не одно столетие, и, разумеется стал свидетелем множества исторических событий. Когда-то Баку захватили сефевиды, а в 1578 году дворец попал в руки к туркам. В 1723 году Баку был захвачен войсками Петра I: тогда пострадали восточный и южный фасады здания. Вплоть до середины 19 века Дворец Ширваншахов находился чуть ли не в руинном состоянии, до того момента, пока в 1857 году он был передан в управление российского военного ведомства. Оно провело некоторый ремонт Дворца, в то же время заметно его перестроив, приспособив тем самым дворцовые здания под хранения оружия и военного снаряжения. Как величественный исторический памятник, Дворец Ширваншахов в результате такой перестройки получил очень серьёзный ущерб.

При взятии Баку войсками сефевидов дворец подвергался разграблению. Все сокровища Ширваншахов — оружие, доспехи, ювелирные украшения, ковры, драгоценные парчовые ткани, редчайшие книги из дворцовой библиотеки, посуду из серебра и золота сефевиды увезли с собой в Тебриз. В нынешнее время сокровища ширваншахов находятся в музейных коллекциях Турции, Ирана, Англии, Франции, России, Венгрии. Некоторые ковры из дворца хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта, а древние фолианты из дворцовой библиотеки — в книгохранилищах Тегерана, Ватикана, Петербурга. Но и в самом дворце есть, что посмотреть, внутри устроен музей:




















Пушки из этого музея я уже показывала.

Идем дальше. Невероятно интересное здание странной конструкции под названием "дирванхане", назначение которого до конца не выяснено.






Дирванхане - небольшой изящный павильон, расположенный внутри дворика с трех сторон окруженного галереей-аркадой. Павильон Диванхане состоит из восьмигранного зала, перекрытого как внутри, так и снаружи каменным куполом. К нему примыкает прямоугольное помещение вестибюля. Внутри помещения вестибюль соединен входами в галерею аркаду, в зал и находящуюся под полом зала камеру, под которой находится вторая прямоугольной формы камера в подземелье, входом в которую служит отверстие на уровне земли. В скале, служащей основанием второй камеры, находится устье колодца пятиметровой глубины. Вот такое вот многокамерное и многоуровневое помещение, такая планировка не имеет аналогов в других странах Востока.

Высокий, стройный портал главного входа украшен орнаментом и надписями необыкновенного изящества и красоты. Орнамент представляет собой сплетение листьев инжира и винограда. Кроме того, портал украшен двумя медальонами, внутри которых есть надписи на арабском языке графическим шрифтом куфи. Неподготовленному взору кажется, что это просто орнамент.

Существуют различные мнения по поводу назначения Диванхане. Одни считают, что это было судилище, в купольном зале которого с круглым отверстием посередине каменного пола вершилось правосудие. После вынесения смертного приговора голову преступникам прямо над отверстием отрубал палач, а тело казненных через некие подземные каналы сплавляли в море.

Другие предполагают, что оно служило для судопроизводства, приемов или государственного совета, либо было мавзолеем. В XIII-XV веках управляющим финансового ведомства являлся сахиб-диван. Павильон Диванхане при Ширваншахах мог быть служебным помещением сахиб-дивана, его чиновников и самой казны. Загадочное отверстие в куполе, прикрывающем камеру, входящее в центре восьмигранного зала, сделано, как видно позднее, вероятно во время событий 1501 года, при взятии города сефевидами и разорением дворца в поисках казны. По сообщениям в куполе павильона сефевиды обнаружили много золота и ценностей.

Версия о мавзолее также является вероятной. Это подтверждается наличием двухкамерного склепа в его подземелье и сурой из Корана на портале входа: “Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути... Это — обитель рая, в нем они пребывают вечно”. Любопытно, что в сохранившихся народных преданиях вся территория Диванхане, особенно подземная камера с колодцем, называемым молочным колодцем, считалась пиром - священным местом, где женщины потерявшие молоко получали исцеление. По-видимому, территория, занятая Диванхане и дворцом еще в домусульманское время была священным местом.






Усыпальница ширваншахов:






Два узорчатых элемента в форме капель, которые вы видите на фото, не что иное, как автограф мастера. Только в 1945 году удалось расшифровать его имя - меймар Али.



Спустившись на второй уровень, оказываешься на площади:






На площади расположена скромная дворцовая мечеть:






А к ней примыкает мавзолей дервиша, философа и мыслителя, Сейида Йахья Бакуви:






Сейид Йахья родился Шемахе в богатой семье. Жил Сейид Йахья в XV веке в Баку при дворе Халилуллаха I. В молодости в Шемахе увлекался суфизмом, был приверженцем учения знаменитого шейха Садр ад-Дина ал Халвати, главы ширванской ветви тариката. После смерти шейха, поссорившись с учеником Пири-заде из-за того, кому из них возглавить секту халвати, Сейид Йахья покинул Шемаху и приехал в Баку. В Баку он поселился при дворе Халиллулаха I, где пользовался большой популярностью как философ и учёный. Вскоре его последователей (в том числе и в странах Ближнего Востока) превысило десять тысяч человек. Его труды носили суфистско-мистический характер. Очень, кстати, интересное направление. О нем я как-то уже писала, но применительно к Албании, где этот культ до сих пор распространен.

Чтобы попасть внутрь захоронения, нужно спуститься по крутым ступеням вниз. Здесь, под куполом и находится его могила. Веpхняя же часть мавзолея служила для совеpшения культовых обрядов:








Вокруг мавзолея расставлены в большом количестве камни с удивительными древними узорами и надписями, которые хочется подолгу рассматривать:














На самой нижней террасе комплекса расположены дворцовые бани. но их за недостатком времени мы тщательно осмотреть не успели.

Все фото мои.
Использованы материалы отсюда, отсюда, отсюда и отсюда





Предыдущие записи:
Древний Шеки. Шебеке и халва - уникальные творения мастеров.
Баку. Старое и новое.
Гянджа. Национальный музей.
Гянджа - культурная столица.
Азербайджан - Дагестан - Чечня. Обзорный пост
Для затравочки...
Азербайджан - Дагестан - Чечня


продолжение
Tags: Азербайджан, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments